Семья и детский сад.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Коллектив нашего детского сада считает, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий педагогов и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Наш педагогический коллектив в течение многих лет работает над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы – всестороннее и гармоническое развитие каждого ребенка.
В своей работе мы используем различные формы взаимодействия с родителями. В их числе родительские собрания, конференции, групповые и индивидуальные консультации, встречи за «круглым столом», Дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов. Так же в нашем дошкольном учреждении используются разные средства наглядной пропаганды, в каждой группе имеется стенд «Для вас, родители», содержание которого пополняется ежемесячно воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами.
В нашем детском саду каждый год проходят тематические выставки. Например, выставки семейных стенгазет «Мамочка моя», приуроченная к Международному женскому дню 8 марта, «Папа может все что угодно», посвященная Дню защитников Отечества, выставки стенгазет посвященные временам года, здоровому образу жизни, семейным традициям, летнему отдыху, выставка «Старые новогодние игрушки», приуроченная к Новому году.
В этом учебном году были проведены родительские собрания в форме «круглых столов» в группах «Капельки», «Сверчки», «Колокольчики», «Неваляшки», «Светлячки», «Почемучки», «Лучики».
В группах «Капельки», «Сверчки», «Лучики» и «Колокольчики» были проведены «круглые столы» на тему «Возрастные психологические особенности детей», В группах «Почемучки» на тему «Готовность детей к школе. Что это такое?», в группе «Светлячки» - «Гиперактивные дети», в группе «Неваляшки» - «Начинаем готовиться к школе». На «круглых столах», посвященных подготовке к школе, мы познакомили родителей с качественной характеристикой ребенка – выпускника детского сада, дали конкретные рекомендации по развитию речи, предложили игры и упражнения, способствующих развитию умственных способностей.
Основное в этой деятельности – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенный результат. Они становятся активными участниками всех детского сада, непременными помощниками педагогов.
Педагог-психолог
Гашкова Ю.В.
Организация психолого-педагогической деятельности в детском саду.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего развития.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи в нашем детском саду и создана система работы по развитию эмоциональной сферы.
Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью были сформированы следующие задачи:
· Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
· Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
· Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
· Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
· Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
· Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
· Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Данная система рассчитана на работу с детьми 3 – 6 лет
Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 96 занятий и рассчитана на четыре года: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (по 24 занятия в год).
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игр и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Коррекционно-развивающая игровая деятельность проводится с подгруппой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Эти встречи строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
· Развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
· Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
· Этюды;
· Рассматривание рисунков и фотографий;
· Чтение художественных произведений;
· Рассказ педагога-психолога и рассказы детей;
· Сочинение историй;
· Беседы;
· Моделирование и анализ заданных ситуаций;
· Слушание музыки;
· Рисование;
· Мини-конкурсы, игры-соревнования.
Так же, следует отметить, что реализация всех образовательных задач проходит в тесном взаимодействии с воспитателями и другими специалистами детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед). В своей работе они так же учитываю тематику и специфику встреч.
После каждого занятия ребенку предлагается дома, вместе с родителями, оформить страничку индивидуального альбома «Это Я!», который мы начинаем заполнять в младшей группе и заканчиваем в подготовительной. Каждая страничка отражает тему, которую мы проходили в детском саду. Кроме того, совместное творчество способствует более частому и продуктивному общению родителей с ребенком.
педагог-психолог
Гашкова Ю.В.